Войти

Трансмиссия Shimano XTR Trail

0 3 286 Admin 14-09-2013 15:55

Shimano по новому подошли к своей трансмиссии XTR - выпустив две различные группы топового уровня, предназначенные либо для гонщиков, либо для любителей сложной трейловой езды. Одним из мест, где испытывалась новая группа XTR Trail, был Downieville, California. Оттуда и пришли новости о впечатлениях испытателей и технических новинках, включая направленные цепи.

Система

  • Полностью новые шатуны 2011 года
  • Подобранные для трейла звёзды CloseStep: 42-32-24 зуба
  • Технология производства звёзд Dual Spike
  • Звёзды системы предназначены для работы с 10-скоростными цепями
  • Стандартное крепление звёзд к шатунам 104/64 мм (диаметр окружностей, на которых расположены винты крепления)
  • Стойкая 32-зубая основная звезда системы из композита карбон/титан
  • Есть вариант системы с двумя передними звёздами
  • Каретка без подстройки

Система XTR 2011 Trail использует принцип Shimano CloseStep - 42, 32 и 24 зуба в звёздах. Совместно с новой кассетой XTR диапазона 11-36 зубов, этот принцип обеспечивает лучшую работу с меньшими передаточными отношениями (минимальная дистанция, проезжаемая на один полный оборот педалей, изменилась со стандартных 148 до 144 сантиметров), результатом чего заявлены меньшее необходимое количество переключений и меньшее натяжение цепи, вызывающее трение. Но вопрос стоит в том, будут ли эти изменения заметны на реальных трассах и окажутся ли они полезны велосипедистам?

Система XTR 2011 является частью трансмиссии DynaSys, включающей также 10-скоростную кассету диапазона 11-36 зубов. В новой системе используется то, что в Shimano называют CloseStep, звёзды на 42, 32 и чуть больше, чем обычно, 24 зуба. Не стоит паниковать, если вы живёте посреди гор и вынуждены ездить крутые подъёмы - звезда системы в 24 зуба совместно с звездой кассеты в 36 зубов обеспечивают более лёгкую передачу, чем существующее отношение 22х32 (144 сантиметра вместо 148 на один полный оборот педалей). Наибольшая звезда системы также должна лучше работать с большим количеством возможных конструкций задней подвески, так как её размер ближе к размеру средней звезды, под положение цепи на которой и рассчитано большинство подвесок велосипедов. В характерном для Shimano стиле, переднее переключение было оптимизировано для того, чтобы превзойти все ожидания, путём добавления множества элементов, обеспечивающих переключение, на сами звёзды. Трейловая система на фотографии выше представлена в конфигурации из 3 звёзд, но также есть и двойники со звёздами 40/28 и подходящий для гонщиков и любителей повкручивать 42/30 зубов.

Кассета

  • Полностью новая кассета 2011 года
  • Широкий диапазон звёзд от 11 до 36 зубов
  • Пять наибольших звёзд из титана
  • Конструкция из трёх алюминиевых частей на пауке
  • Также поставляется с обычным набором звёзд 11-34

Кассета Shimano XTR представляет собой алюминиевую сборку из трёх частей на пауке, для пяти самых больших звёзд использован титан. Варианты диапазона 11-36 зубов и 11-34 зуба.

Ключ к Dyna-Sys-овской идее Shimano в том, что новая кассета 11-36 предлагает более широкий диапазон передаточных отношений обычному трейловому ездоку, но в то же время при использовании композитной 32-зубой звезды впереди ездоку не придётся переключаться так же часто, как раньше. По заявлению Shimano, если вы ездите или ездили на системе из трёх звёзд, вам должна быть знакома необходимость сделать несколько переключений на кассете всякий раз, когда вы переключаетесь впереди на звезду поменьше, иначе вы быстро потеряете скорость на трейле. С использованием малой звезды на 24 зуба впереди и новой кассеты сзади, по заявлениям Shimano, велосипедистам придётся делать лишь одно понижающее переключение вместо двух-трёх на обычной системе. Звезда кассеты в 36 зубов, титановая, как и все 5 больших звёзд кассеты, означает, что велосипедисты смогут гораздо дольше продолжать подъём на средней звезде и меньше переключаться между передними звёздами.

Shimano также утверждает, что использование Dyna-Sys снижает натяжение цепи, что значительно уменьшает потери на трение в трансмиссии. Так, при использовании комбинации 32-зубой звезды впереди и 36 сзади, натяжение в трансмиссии снижено на 30% по сравнению со стандартной трансмиссией в комбинации 22/26. 30% - значительная цифра, но даст ли она заметную разницу под реальной нагрузкой в ходе длительных испытаний ездой?

Цепь

Два гигантских звена цепи доступно продемонстрируют разницу между хай-энд цепями для шоссейных и горных велосипедов. Десятискоростная цепь HG-X для горных велосипедов разработана исключительно для применения с системами и кассетами горного велосипеда, не пытайтесь применить её на своём шоссейном велосипеде, и наоборот. Направленная цепь использует различные внутренние и внешние элементы звена, так как каждая сторона оптимизирована для работы со звёздами системы или кассеты соответственно.

Трансмиссия Shimano XTR Trail

Хотя новые кренксет и кассета притягивают к себе всё внимание, ключевым элементом трансмиссии Shimano остаётся новая сверхузкая цепь HG-X. Особая цепь для горного велосипеда отличается от своего шоссейного родственника формой щёчек звеньев, наилучшим образом взаимодействующих с соответствующими горными звёздами. В отличие от многих других цепей, в Shimano отказались от всяческих вырезов на звеньях цепи HG-X для её облегчения на какие-то граммы, так как по мнению Shimano это повышает вероятность скручивания и повреждения цепи. Важная особенность цепи, которую, возможно осознали ещё не все веломеханики, это то, что цепь HG-X обладает направленностью - у неё есть внутренняя и наружная стороны. Каждая из четырёх пластин, образующих одно звено цепи, снабжена различающимися от других фасками на рёбрах, разработанными для наилучшего соответствия местам переключения на системе и кассете. Правые пластинки (они же внешние) имеют форму для лучшей работы при переключениях на системе, в то время как левые (внутренние) лучше соответствуют профилю зубов кассеты. Для тех, кто не знает, какая сторона цепи внешняя, а какая внутренняя - логотип XTR или же Dura Ace расположен на внешней стороне цепи.

Задний переключатель

  • Полностью новый переключатель 2011 года
  • Переработанная геометрия A-arm для более лёгкой и линейной работы
  • Геометрия A-arm также значительно снижает вероятность случайного сброса цепи при сильном педалировании по пересечённой местности
  • Карбоновая внешняя, алюминиевая внутренняя панели лапки переключателя
  • Конструкция Shimano Shadow

Новый 10-скоростной переключатель XTR сделан с применением изменённой геометрии A-arm, обеспечивающей меньшее необходимое натяжение троса для более лёгких ощущений на ручке и меньшей чувствительности, снижая шанс сброса цепи при езде по сильнопересечённой местности. Внешняя панель лапки из карбона, внутренняя - алюминий.

Задний переключатель XTR 2011 также отличается малым выступающим профилем (технология Shadow), но вдобавок получил улучшения, положительно влияющие на надёжность и усилие переключения, а также препятствующие случайному сбросу цепи при педалировании под нагрузкой по пересечённой местности. Предыдущие модели имели очень ощутимо различающееся усилие переключения на ручке манетки, в зависимости от того, на какую звезду кассеты происходило переключение, но Shimano изменило геометрию A-arm (часть, к которой крепится фиксатор оболочки троса) для снижения натяжения троса и таким образом получило более надёжную систему, требующую практически одинаковое усилие переключения вне зависимости от положения цепи. Лапка переключателя состоит из внешней карбоновой панели, снижающей вес на несколько граммов, и алюминиевой внутренней панели, обеспечивающей жёсткость и надёжность конструкции.

Действующий прототип переключателя XTR, на котором проходила испытание геометрия A-arm. Этому образцу хорошенько досталось.

Манетки

  • Возможность установки непосредственно на тормозную ручку с применением крепления Shimano i-spec
  • Регулируемое крепление позволяет сдвигать манетку в различное положение на руле
  • 2х/3х конвертер для работы с системами в две и три звезды соответственно

Манетки XTR позволяют подстраивать положение влево-вправо относительно хомута для лучшей эргономичности, а также при использовании крепления Shimano i-spec манетки можно подвешивать на один хомут с тормозными рукоятками. Конвертер режима позволяет переключаться между вариантами работы с двумя либо тремя передними звёздами без необходимости жёсткой блокировки положения подстроечными винтами.

Этот демонстрационный образец манетки показывает, каким образом каждая маленькая деталь взаимодействует с соседней, чтобы выдать или выбрать именно необходимое количество тросика.

Впечатления от езды

Было время, когда XTR от Shimano была единственной полной группой оборудования в высшей линейке, но с годами конкуренты также двинулись в борьбу за бескомпромиссные характеристики. Это подлило масла в огонь Shimano и в 2011 году были выпущены два групсета XTR, один для гонщиков и другой для любителей трейловой езды, желающих получить не худшие характеристики. Испытания нового групсета велись на быстрых и техничных трейлах Downieville и произвели впечатление тем, чего удалось добиться Shimano.

Велосипед Trek Remedy, принимавший участие в испытаниях, с новым групсетом XTR Trail

Манетки 2011 года чувствуются несколько иначе, легче нажатия, чётче фиксация, что в целом даёт лучшую осязательную чувствительность в ходе езды. Вне всякого сомнения, манетки стараются всячески помочь, когда вы переключаете передачу в любом из направлений. Задействованы технологии Shimano Multi-, Instant- и 2-Way Release, приятным дополнением служит возможность переключать передачи как вверх, так и вниз из нескольких удобных положений пальца на манетке. Хоть может это кажется и не очень значительным, но в условиях реального трейла и в жизни вообще это очень полезно. Тестовый велосипед Trek Remedy комплектовался трёхзвёздочной системой Shimano XTR с применением технологии CloseStep и звёздами 42,32 и 24 зуба и десятискоростной кассетой. Согласно заверений, такое сочетание должно снизить количество переключений по сравнению с обычной трансмиссией 3х9, но как это происходит на самом деле? Испытатели проехали немало километров по знакомым трассам, чтобы досконально оценить качества нового групсета. Первое, что обращает на себя внимание, это практически моментальное переднее переключение. Переключение на большую звезду происходит практически одновременно с нажатием на рычаг манетки. Shimano удалось превзойти самих себя, улучшив и без того известное своими характеристиками переднее переключение. Заднее переключение также превосходно вело себя во время поездки, цепь ходила по кассете без задержек и переключение происходило замечательно быстро. Не потребовалось никакой подстройки натяжения тросика переключателя несмотря на увеличение числа звёзд в кассете и как результат меньшего между ними расстояния. Когда держишь в руках элементы новой трансмиссии, становятся заметны объёмы инженерной работы над всеми и каждыми деталями, но новая направленная цепь является гвоздём программы. Конечно, характеристики новой трансмиссии XTR определяются суммарным вкладом всех её составляющих, но приятно осознавать, насколько новая цепь со своими звеньями из четырёх различных пластин увеличивает общее качество переключения.

За последние несколько лет трансмиссия горного велосипеда претерпевает всё более глубокие улучшения. Теперь велосипедист может ожидать не только увеличение числа передач, расширение диапазона передаточных отношений и числа возможных комбинаций звёзд системы, но и намного более надёжного переключения передач, чем то, что предлагалось несколько лет назад. Несмотря на общее мнение, что десятискоростные системы на горном велосипеде наверняка будут подвержены проблемам, испытания показали их достаточную надёжность, хотя интересно было бы оценить её после жёсткого использования в течение дождливого сезона в Британской Колумбии.


Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: