Войти

Шоссейный велоспорт: знакомимся ближе

0 59 Admin 30-07-2018 19:23

Шоссейный велоспорт: знакомимся ближеЛето перевалило за свой экватор, но впереди ещё много солнечных дней, которые надо провести с пользой и удовольствием.

В эти месяцы для многих любителей велосипеда, помимо самого катания, большой интерес представляет возможность следить за состязаниями сильнейших велогонщиков мира – участников Гранд-туров. Эти соревнования являются самыми престижными в велосипедном мире, они превосходят по своему рангу и чемпионаты мира и даже олимпийские игры.

Сейчас близится к своему завершению самая знаменитая многодневка – Тур де Франс. Следом за ней, в августе, пройдёт ещё одна престижнейшая гонка по дорогам Испании – Вуэльта.

Чем так привлекает велоспорт своих поклонников? Ведь для многих телезрителей это скучный и монотонный вид спорта, под трансляции которого хорошо разве что дремать...)) В ближайших публикациях мы поделимся своими взглядами на велоспорт и раскроем основные секреты соревновательной борьбы.

В шоссейном велоспорте есть три главных вида соревнований: групповая, индивидуальная и командная гонки. Сегодня мы расскажем об индивидуальной гонке на время или TT (time trial).

В TT гонщики соревнуются со временем. Побеждает самый быстрый. Стартуют спортсмены по одному через равные временные интервалы. Если гонщик на дистанции догоняет другого спортсмена, ему запрещено ехать непосредственно за ним (т.к. «на колесе» ехать значительно легче из-за меньшего сопротивления ветра).

Казалось бы, что в этой дисциплине может быть интересного и неожиданного? Ясно, что победит самый функционально сильный гонщик. Однако, не все так предсказуемо.

Основную сложность представляет умение гонщика правильно распределить силы по дистанции. Ведь можно слишком быстро начать гонку, а на последнюю часть дистанции сил не оставить. Или наоборот – начать медленно, а на второй половине не успеть наверстать упущенное...

Правда, в последние годы для решения этой проблемы в арсенале велосипедистов появилась такая умная и полезная вещь, как измеритель мощности (power meter). Он показывает с какой мощностью гонщик вращает педали и позволяет наиболее точно распределять силы по дистанции. Для этого спортсмену требуется заранее выявить свои силовые параметры и понять с какими показателями мощности он может двигаться в оптимальном для себя режиме.

С самого момента появления таких измерителей мощности и до сего дня раздаются призывы о запрете их использования в гонках, однако сейчас уже сложно представить, чтобы такое произошло. Многие профессиональные спортсмены хранят данные своих power meter в строжайшем секрете, а иные, наоборот, не видят в них никакой тайны. Надо сказать, что для истинных любителей велоспорта любая информация о параметрах мощности от профи представляет большой интерес. Ведь теперь уже и многие любители используют в своих тренировках и на гонках такие мощемеры, а сравнить себя со своими кумирами всегда очень любопытно.

Еще одно важнейшее умение хорошего TT-гонщика - умение терпеть и, превозмогая боль в мышцах, длительное время работать в заданном темпе (недаром в среде велосипедистов таких гонщиков называют темповиками).

Однако, можно быть сильным и терпеливым спортсменом, но если ты не научился грамотно проходить повороты, сохраняя в них максимально возможную скорость, первые два качества тебе не помогут. Тут надо быть, с одной стороны, бесстрашным, а с другой стороны очень расчетливым и предусмотрительным. Любой неоправданный риск может привести к падению.

Что еще влияет на результат в индивидуальных гонках на время? Оборудование и посадка спортсмена. В настоящее время TT-велосипеды все больше становятся похожи на некие инопланетные средства передвижения. Достаточно увидеть только рули этих чудо-машин и станет понятно какова для гонщика ценность каждого лишнего мгновения, проведенного на трассе. В изготовлении велосипедов задействуются самые современные технологии и материалы. Стоимость аппаратов топовых гонщиков давно превышает цену приличных мотоциклов.

Посадка спортсмена - также один из важнейших элементов, непосредственно влияющий на результат. Здесь требуется и хорошая растяжка и умение правильно дышать в невполне естественном для тела положении. Над улучшением посадки лучшие спортсмены работают в течение всей своей карьеры. Они ежегодно проходят разнообразные тестирования с специальных центрах, оборудованных аэродинамическими трубами.

Круглое педалирование - умение ровно, без рывков вращать педали, прикладывая наиболее равномерные усилия в каждой точке их вращения. Некоторым спортсменам удобно работать на невысоком каденсе (70-80 оборотов в минуту), такой стиль обычно используют очень физически развитые спортсмены с сильными мышцами ног. В этом режиме сердечная мышца получает меньше нагрузки, но зато мышцы, суставы и сухожилия работают в полную силу. Кто-то привык крутить педали с большим каденсом (95-120 оборотов в минуту). В этом режиме сердечная мышца получает гораздо большую нагрузку, при этом мышцам, суставам и сухожилиям работать легче. Большинство же гонщиков используют среднюю частоту вращения педалей (85-95 оборотов).

Однако, ITT-гонки не являются только личным состязанием гонщика со временем. Дело в том, что на соревнованиях приличного уровня гонщика что называется «ведут» по трассе, иными словами ему по рации передают промежуточные результаты соперников, что определенным образом помогает спортсмену скорректировать план на гонку и более грамотно разложить силы по дистанции.

Ближайшая интереснейшая ITT-гонка состоится через неделю, 28 июля, в рамках многодневки Тур де Франс.

Часто любовь к спорту у человека тянется из детства: каким видом кто занимался в юности, такой спорт и любит. Но иногда страсть к активному образу жизни зарождается уже с годами, после знакомства с тем или иным видом спорта. Сегодня мы поставили перед собой задачу, ни много ни мало, – влюбить вас в шоссейный велоспорт! И рассказ о секретах групповых гонок должен в этом нам помочь.

Групповой гонкой называется заезд, где все гонщики (уважающие себя велосипедисты именно так себя называют) выходят на старт одновременно. Исходя из регламента конкретного соревнования, гонка может начинаться, как непосредственно с того места, где спортсмены вышли на старт, так и после так называемого «технического» старта. Во втором случае, гонщики после сигнала главного судьи двигаются за его машиной всей группой на небольшой скорости несколько километров, не опережая судейский автомобиль. Добравшись до условленного места, главный судья дает отмашку флажком – это сигнал к началу гонки. Обычно технический старт используется в случае начала гонки из густонаселенной части городов. Исполнив свою рекламную задачу и собрав максимальное количество зрителей, пелотон (так называется вся группа велосипедистов) и сопровождающие их автомобили перемещаются за городскую черту на дороги с меньшим трафиком, туда, где заезд уже не мешает обычному течению городской жизни.

Сам пелотон состоит не из разрозненных спортсменов, где каждый действует сам за себя, а из организованных команд гонщиков. И это принципиальный момент для понимания! На сегодняшний день любая победа в групповой гонке возможна только усилиями всей команды. Для достижения этой цели у каждого из ее членов есть своя, строго очерченная роль. Вариантов таких ролей много, но для простоты объяснения в этой статье мы ограничимся лишь двумя из них: лидер (капитан) и его помощники. Задача лидера – победить, задача помощников - сделать все для достижения этой победы. Чем конкретно можно помочь своему капитану, и как он сам должен действовать по ходу заезда – вот в этом и состоят секреты групповой гонки на шоссе.

Групповые гонки могут быть двух видов. Первые из них – однодневные, где окончательный победитель определяется по результату одного заезда. Самые известные из таких стартов проходят в марте и апреле – это так называемые «весенние классики», сюда же можно отнести и чемпионат мира, проводимый в конце сентября.

Второй вид – многодневные, где абсолютный победитель определяется по результату нескольких гонок. Тактика командных действий на соревнованиях этих двух видов различна. Летом – время многодневных гонок, и поэтому в данной статье мы будем говорить о них.

Обычно начальная часть гонки проходит нервно, в рваном темпе. Пелотон то резко ускоряется, то вдруг сбавляет темп. Это происходит из-за того, что часто на первых километрах заезда некоторые гонщики пытаются уехать в отрыв (так называется группа из нескольких велосипедистов, двигающаяся впереди основной группы). Гонщики из такого отрыва могут ставить перед собой разные цели. Первая – оторваться от пелотона на возможно большее расстояние и разыграть финиш между собой. Вторая – собрать очки на промежуточных финишах (если такие имеются). Третья – выполнить рекламные задачи своего спонсора. Да, часто бывает и такое. Дело в том, что велосипедные гонки во многих странах собирают внушительные телеаудитории, и спонсоры очень заинтересованы в том, чтобы названия их компаний мелькали в кадре как можно чаще. Гонщики из отрыва прекрасно справляются с этой задачей – их показывают гораздо чаще, чем основной пелотон. И что особенно важно – на крупных планах.

У гонщиков в отрыве могут быть и другие, более «тонкие» командные задачи (еще об одной из таких скажем чуть ниже), но мы не ставим цели в одной этой статье охватить их все. Да это и невозможно.

Может ли уехать в отрыв лидер какой-либо из команд на многодневной гонке и победить? Теоретически да, но на практике гонщики других команд такого не допускают. Ведь в этом случае свой капитан может отстать от победителя сразу на несколько минут в абсолютном зачете, а такого допустить не хочет никакая команда. Коллективный разум пелотона обычно отпускает в отрыв только тех гонщиков, которые не имеют шансов на сколько-нибудь высокие места в абсолютном зачете. Победить на этапе им позволят, но не более того.

После отъезда отрыва основная группа обычно успокаивается, темп падает и в этой части гонки следить можно разве что за действиями… комментатора. 😊 Но, это спокойствие временное. В какой-то момент команды, гонщики которых не сумели своевременно присоединиться к отрыву, понимают, что если они отрыв не догонят, то их команда вообще останется без шансов на победу на этапе. Что им делать? Правильно – выходить вперед и тратить силы на то, чтобы догнать отрыв, таща за собой весь пелотон. А ехать впереди гораздо труднее, чем в середине основной группы, из-за большего сопротивления ветра. Разумеется, так упираться имеет смысл только в том случае, если в составе твоей команды есть велосипедист, умеющий быстро финишировать. Амплуа таких гонщиков называется – спринтер или финишер.

Вообще, в умении гонщиков отбираться в отрыв кроется еще один важный плюс для любой из команд. Если в отрыве есть твой гонщик, то твоя команда этот отрыв не догоняет – это железное правило велоспорта. Сумеют беглецы сохранить свое преимущество перед основной группой до финиша - твой товарищ по команде будет среди них и разыграет победу на этапе. Догонит пелотон отрыв – твоя команда вновь в преимуществе – вы не участвовали в погоне за отрывом и сохранили много сил для финиша.

Мало того, если в отрыв отобрался сильный гонщик из твоей команды, который в состоянии побороться за победу на финише, то его товарищи, оставшиеся в пелотоне, начинают работу на сдерживание основной группы и разрушение любых намерений догнать беглецов. В случае попыток кого-то из соперников организовать второй отрыв (с целью догнать первый), они «садятся» в такой отрыв, но на смены не выходят – берегут силы. И соперник понимает, что даже если они и догонят первый отрыв, то привезут с собой свежих гонщиков команды противника, которые тут же неминуемо от них уедут. Почти шахматы, согласитесь?😊

Но, если этап равнинный, на котором нет сколько-нибудь серьезных подъемов, за несколько километров до финиша основная группа, как правило, отрыв настигает. После этого в дело включаются так называемые спринтерские «поезда». Это когда гонщики команды, в составе которой есть хороший спринтер, выстраиваются в струну один за одним, выезжают в самую голову основной группы и, сменяя друг друга, поддерживают очень высокую скорость. Настолько высокую, чтобы ни один из соперников уже не смог уехать в сколько-нибудь серьезный отрыв. Работают в таком поезде все гонщики команды, кроме штатного спринтера. Он бережет силы и обычно едет последним в струне. Или предпоследним, но тогда за ним старается держаться его товарищ, амплуа которого называется «кондуктор». В его задачу входит допустимыми методами борьбы помешать соперникам занять место непосредственно за спринтером его команды. Иначе перед самым финишем кто-то из них сможет выехать с его колеса. Атаковать «с колеса» , т.е. сзади, всегда удобнее из-за меньшего сопротивления ветра.

Рассмотрим еще один довольно частый и красивый вариант развития событий в гонке. Предположим, что отрыв не догоняют и всего несколько спортсменов разыгрывают победу на этапе между собой. В отрыве есть по одному представителю от разных команд, но от одной из команд едет два велогонщика. Как можно использовать такое численное преимущество? Классическая схема выглядит так: за несколько километров до финиша два гонщика одной команды поочередно делают резкие ускорения с целью уехать вперед от отрыва – в одиночку. Противники разумеется прилагают усилия, чтобы нейтрализовать такие попытки и всякий раз тратят силы на то, чтобы догнать беглеца. В это время его товарищ следит за этими догонялками, сам в них не участвует, а лишь отсиживается за спинами своих соперников, экономя силы (помните про меньшее сопротивление ветра за спиной). Если партнера по команде догнали, то настает время тебе ускориться, и уже партнер «отдыхает» за спинами постепенно выбивающихся из сил соперников… И так пока кого-то из коллег не отпустят, и он сможет пересечь линию финиша в гордом одиночестве.

Что еще по ходу гонки входит в задачу помощников капитана? Ну, например, защита его от ветра. Часто можно увидеть, как лидеры команд прячутся за спинами своих товарищей. Также помощники возят бачки с водой и еду для капитана, готовы в случае поломки или прокола поделиться с ним своим велосипедом или колесом. Все это для достижений главной цели – победы или высокого места в турнирной таблице своего лидера. Ведь современный велоспорт – это командная борьба. От капитана же ждут полной самоотдачи, красивых и эффективных атак, умения предугадывать сценарий развития гонки и грамотного руководства товарищами.


Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: