Спортивный Мурманск

Новости спорта

SPORT-51 » Статьи » Физиология » Техника и методика обучения ходьбе. Адаптивный фитнес

Техника и методика обучения ходьбе. Адаптивный фитнес

0 5 111 04-11-2019 20:30

Техника и методика обучения ходьбеПо значимости восстановления больных, перенёсших инсульт, на первом месте стоит способность ходить (Bohannon, 1988). Это основная задача реабилитации в течение многих лет. Наряду с медикаментозной терапией, средства и методы адаптивного фитнеса имеют большое значение при восстановлении двигательной функции человека.

Основная задача занятий по адаптивному фитнесу в процессе реабилитации является формирование и тренировка необходимых двигательных навыков в социальной адаптации пациента. При этом необходимо опираться на следующие положения:

  1. К обучению ходьбе можно перейти только в том случае, если у пациента есть навыки позы сидения и стояния.
  2. При восстановлении навыков ходьбы необходимо уделять внимание состоянию опорно-двигательного аппарата пациента.
  3. В первую очередь необходимо уделять основное внимание тренировке движений необходимых в повседневной жизни.
  4. Пациент должен иметь представление о технике осваиваемых двигательных действий.
  5. Средства и методы восстановления двигательной функции должны быть подобраны с учётом их применения к пациентам с инсультом.

6. Восстановление двигательных навыков и специальная тренировка двигательных действий проводится с учётом особенностей их биомеханики и техники при соблюдении методики обучения.

  Биомеханика ходьбы.

Ходьба по ровной поверхности требует относительно малой работы всех групп мышц у здорового человека и происходит практически автоматически, без особого участия сознания. Группы мышц, выполняющие основную работу, включают:

  • подошвенные сгибатели стопы в момент отталкивания,
  • сгибатели бедра в момент отрыва от поверхности,
  • разгибатели бедра в ранней фазе опоры, когда бедро разгибается, чтобы переместить массу тела над опорной стопой, функционируя по принципу маятника (Olney, 2005).

К биомеханическим критериям ходьбы можно отнести:

  • поддержание вертикального положения и равновесия в момент перемещения тела вперёд над ступнями;
  • контроль за постановкой стоп с пятки;
  • отработка ритма движений во взаимосвязи всех звеньев тела;
  • координационная взаимосвязь звеньев тела при передвижении;
  • гибкость формирования двигательного навыка ходьбы при применении в различных условиях и соответствие поставленным задачам (условия местности, характер грунта, препятствия и др.).

Анализ шагательных движений характеризуется попеременной активностью ног, чередованием отталкивания и переноса каждой ноги. Эти движения отличаются строгой слаженностью и соответствием строению тела. Как указывает Д.Д. Донской (1975), в шагательных движениях каждая нога поочерёдно бывает опорной и переносной. В опорном периоде имеются фазы амортизации и отталкивания, в переносной – период подъёма и торможения ноги.

Основа шагательных движений – фаза отталкивания – неразрывно связана с подготовкой к ней – с фазой амортизации. Вместе они составляют период опоры, когда нога имеет контакт с опорой и находится под действием веса и силы инерции тела.

Фаза амортизации начинается с постановки ноги с пятки на опору. Амортизация заключается в торможении движения тела по направлению к опоре. Происходит уступающее движение, мышцы растягиваются, совершая отрицательную работу и уменьшая скорость движения тела. К концу амортизации вертикальная составляющая скорости тела падает до нуля, опускание вниз прекращается. Горизонтальная же составляющая скорости за это время уменьшается, но не до нуля, тело не останавливается, а продолжает движение вперёд. Фаза амортизации заканчивается в момент прекращения движения тела вниз.

Окончанием фазы амортизации условно считают наибольшее сгибание опорной ноги в коленном суставе. Амортизация выполняется не только движением в коленном суставе, но и имеет место растягивание мышц в голеностопном суставе (перекат с пятки на носок), оно заканчивается несколько позже амортизации в коленном суставе.

Фаза отталкивания начинается с разгибания опорной ноги в коленном суставе. К этому движению отталкивания несколько позже присоединяется подошвенное сгибание стопы в голеностопном суставе. Условность начала фазы отталкивания определяется движением разгибания бедра опорной ноги в тазобедренном суставе, которое может начинаться в момент опоры. Окончанием фазы отталкивания считают момент отрыва стопы от опоры.

После опорного периода ноги наступает период её переноса. Фаза подъёма ноги начинается с момента отрыва от опоры и заканчивается началом её движения вперёд (относительно таза). В это время происходит опора тела только на одной опорной ноге и длится она до опускания ноги на опору.

Фаза опускания ноги на опору начинается с момента крайнего положения бедра вперёд и кверху и заканчивается в момент постановки стопы на опору. В циклических перемещениях движениям ног соответствуют маховые движения рук, согласованные перекрёстной координацией движений всех четырёх конечностей. Так, соответственно выносу левой ноги вперёд определяется движение правой руки вперёд-книзу. Руки двигаются свободно и ритмично, создавая определённое балансирование и хорошие условия для сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В зависимости от способа шагательного перемещения и темпа шагов, осуществляются движения туловища и таза относительно всех трёх осей: наклоны вперёд и назад, в боковых направлениях, поворот вокруг вертикальной оси. Всё это происходит в большей или меньшей степени, в связи с движениями туловища и таза, которые динамически связаны с движением ног и рук.

Для увеличения скорости шагательных движений нужно увеличить их длину и частоту. Изменяя величину и длительность усилий, перестраивают ритм шагательных движений: изменяется длина, частота шагов и скорость передвижения. Изменение двигательной задачи и условий её выполнения требует качественной перестройки всей системы движений (Д.Д. Донской, 1975).

Указанные особенности биодинамической структуры движений необходимо учитывать в методике обучения шаговым движениям лиц, перенёсших инсульт и имеющих отклонения в опорно-двигательном аппарате и осваивающих ходьбу.

  Методика обучения шаговым движениям в положении сидя.

Нарушение ходьбы после инсульта возникает не только вследствие отсутствия иннервации, но и, главным образом, из-за мышечной слабости и нарушений функции равновесия и координации движений. Для обучения элементам шаговых движений и развития необходимых сходных двигательных способностей, сопутствующих движениям при ходьбе (мышечной силы, выносливости, эластичности мышц, координации движений), нами была разработана методика обучения элементам ходьбы в положении сидя на стуле.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: