Войти
SPORT-51 » Статьи » Статьи о лыжных гонках » Как делают лыжные ботинки Spine

Как делают лыжные ботинки Spine

Как делают лыжные ботинки SpineЯрославская фирма Spine – одна из самых активных на российском лыжном рынке. В последнее время её название постоянно появляется то там, то тут в лыжных новостях. То они начинают спонсировать региональную лыжную команду, представитель которой Евгений Цепков на равных борется на Дёминском марафоне с Крюковым и Дементьевым, а летом и вовсе обыгрывает того же Крюкова на лыжероллерных соревнованиях. То уже сам олимпийский чемпион Евгений Дементьев начинает бегать на лыжных ботинках Spine, а вместе с ним и олимпийский чемпион Александр Легков с чемпионом мира Алексеем Петуховым. То вдруг на ботинках Spine этапы Кубка мира по лыжероллерам выигрывает уже не россиянин, а норвежец – Рагнар Брагвин Андресен. Последней каплей, переполнившей чашу моего любопытства, стал запуск программы SpineCustomFit – сервиса по изготовлению лыжных ботинок верхней линейки под индивидуальные параметры заказчика.

Связавшись с представителями Spine, я довольно неожиданно для себя получил от них приглашение приехать на фабрику в Ярославль, чтобы своими глазами увидеть, как «от и до» производится российский лыжный ботинок топ-уровня. Между приглашением и собственно поездкой прошло несколько недель, во время которых случился один интересный эпизод. Совершенно случайно я встретил на тренировке в Одинцово известного московского лыжника, мастера спорта Алексея Барышникова. Мы разговорились, и я обратил внимание на то, что тренировался он в новых ботинках Alpina Elite 2.0. Я рассказал ему, что собираюсь поехать на Spine и посмотреть, как такие ботинки делаются в России, на что Алексей возразил мне, что, скорее всего, ничего особенного я не увижу, потому что всё равно всё делается в Китае. На мой ответ, что в Ярославле ботинок производится «с нуля», Алексей сказал, что ему было бы любопытно узнать, но верится в такое с трудом. Живой интерес высказывали и многие другие лыжники, с которыми мне довелось обсуждать предстоящую поездку, так что в Ярославль я ехал, как говорится, с горящими глазами, полный желания узнать, как всё обстоит на самом деле.

Дмитрий Варгин, совладелец и один из основателей Spine, провел краткий экскурс в историю компании:

- Я родился и вырос в Ярославле. В детстве спортом я занимался постольку-поскольку, никакой специальной спортивной, а тем более лыжной подготовки у меня не было. Учился тоже в Ярославле – в Техническом Университете на технической кибернетике и должен был стать специалистом по автоматизации – в первую очередь в химико-технологических процессах. За время учёбы успел сходить в армию – тогда был период, когда учеба в вузе не давала отсрочки. Затем окончил военную кафедру и в университете. После окончания обучения остался работать на кафедре, но 90-е годы всё очень сильно поменяли: работа преподавателем в вузе была не очень востребована и не приносила, скажем так, материального благополучия.
Надо было как-то выживать, и мы с приятелем занялись самой примитивной коммерцией – покупкой и перепродажей различного спортивного инвентаря: мячей, теннисных ракеток и всего того, что можно было купить и продать. В какой-то момент мы пришли к тому, что из запасов советских времен всё было распродано, и мы решили, что как инженеры можем разбираться и в производстве. Так, в 1994 мы тут же, в Ярославле, на заводе резино-технических изделий запустили производство ласт. Для этого мы собрали со всего бывшего Советского Союза около 35 пресс-форм, разработали и оттестировали рецептуры резин. У нас есть даже благодарственное письмо, в котором говорится о том, что в наших ластах пройдено несколько километров подводного шва на каком-то газопроводе. Кстати, у нас это производство осталось до сих пор.
Но в 1998 году мы поняли, что нужно покупать новое оборудование, которое позволило бы нам сделать современный продукт, но при этом необходимо было выходить на огромные объемы продаж. А наша страна не очень морская, точнее, она, конечно, морская, но морских курортов на её территории не так много. Зато наша страна очень снежная, и поэтому в ней более актуально производство лыжных ботинок. Ведь в России очень много пространства и очень много снега – это лыжная страна, и лыжи – это тот вид спорта, который нашей стране больше всего подходит.
И в том же году мы на фабрике «Североход» заказали первые две тысячи пар ботинок. И вот постепенно из этих двух тысяч мы дошли до того, что сейчас мы производим более одного миллиона пар лыжных ботинок ежегодно. Но, что самое важное, мы шли к этому постепенно, все эти 20 лет планомерно наращивая производство. Так, первые пять лет мы просто размещали заказы на «Североходе», а с 2003 года – это стало полностью наше предприятие, куда перешел весь рабочий коллектив фабрики, которая имела 100-летнюю историю. Это ведь в Советском Союзе была довольно известная фабрика, которая производила обувь специального назначения – в основном для военных нужд. И нам очень пригодились все те навыки, которыми обладали инженеры и технологи «Северохода», мы их стали активно использовать в нашем производстве. С 2007 года мы работаем на новой площадке, которую сами приобрели и реконструировали под наши нужды.

- Насколько для вас важно, что территория вашей фабрики находится на берегу Волги?

- Нет, это получилось случайно, хотя когда-то такая мечта была. Когда я путешествовал по Швейцарии, я обратил внимание на очень красивые офисы, расположенные на берегу Женевского озера, и подумал, что было бы здорово, если бы и у нас было что-то подобное. Но реализовалась эта мечта всё же случайно.

- Когда и как вы приняли решение начать работать в элитном сегменте лыжной обуви?

- На протяжении 15-16 лет мы работали над тем, чтобы производить большие объемы продукции. Для этого мы заключали контракты с известными спортивными сетями и торговыми марками, но в какой-то момент мы поняли, что нам интереснее развивать собственную марку Spine, которая была зарегистрирована еще в 1998 году, но особо не развивалась. И мы решили, что правильнее всего будет заявить о себе именно в элитном сегменте, в котором выпускается продукция высшего качества. Вот так два года назад мы начали серьезно заниматься разработкой гоночных ботинок элитного уровня и почувствовали, что накопили для этого достаточно много опыта: и коммерческого, и технического, и технологического.

- Почему "Spine"? Есть какое-то объяснение?

- Да, это сокращение от первоначального названия «Спортиндустрия». Мы подумали, что «Спортиндустрия» - это слишком длинное слово, и решили сократить до СпИн, однако нам не понравилось, как это звучит. Тогда мы добавили еще одну букву – и стало Spine. Да и перевод этого слова – «хребет, основа» – вполне соответствует нашему видению.

Василий Бычков, конструктор:

- Мы имеем лист углеволокна, предварительно пропитанный смолой. Из него набираем нужное количество слоев. Их мы укладываем на форму, затем закрываем её и укладываем в печь. Затем мы держим изделие в печи определенное время и вынимаем его оттуда уже готовым. Формы мы изготавливаем самостоятельно. Для этого у нас приобретен американский трехкоординатный станок с ЧПУ фирмы Haas. В ближайшее время, в конце сентября, ожидаем ещё один станок более продвинутой модели, и таким образом ряд наших карбоновых изделий увеличится.
В такой вот печи и запекаются карбоновые детали лыжного ботинка Spine
Только что вынутое из пресс-формы и ещё не обработанное карбоновое шасси лыжного ботинка
А это в руках у директора по маркетингу Алексея Жаровского уже готовое и обработанное изделие
Как видно по белым цифрам, это будет ботинок Ultimate 42 размера
Карбоновая манжета для модели Carrera Carbon Pro
- Собственно, у нас работает полный цикл изготовления изделия, - продолжает рассказывать Василий Бычков. - Начинаем с дизайна, дальше идет конструкторская проработка, после которой непосредственным проектированием ботинка занимается отдел модельеров. Затем изделие отправляется в производство – создается опытный образец, тестируется в течение полугода спортсменами, которые с нами сотрудничают. В процессе обкатки выявляются недостатки и вносятся коррективы, в том числе и в формы. И только после того как мы получим от наших лыжников положительное заключение, модель отправляется в серийное производство.
Здесь проектируется всё то, что стоит на карбоновом шасси: верхний клапан, внутренний ботинок – с толщинами, с полнотами, с материалами и всеми необходимыми характеристиками лыжного ботинка. Всё это одевается на индивидуальную колодку – прототип стопы конкретного человека – которая сканируется с помощью сканера. Отметим, что индивидуальная колодка используется только в моделях Carrera и Ultimate. В более дешевых моделях имеется базовый парк колодок, отградированных по размеру.
Сканер для измерения индивидуальных антропометрических параметров стопы
Процесс сканирования занимает всего несколько минут
Результаты сканирования на экране монитора
Раскройный станок
В швейном цеху
Оператор за работой на швейном автомате
Так выглядит прострочка швов с помощью швейного автомата
На фабрике на данный момент работает две конвейерных линии, на которых все детали ботинка собираются в единое целое.
Готовая продукция ожидает отгрузки на собственном складе. Spine делает ботинки не только под своей маркой, но и для других заказчиков. В связи с этим фабрика несколько раз в год проходит серьезный аудит, что положительно сказывается на качестве всей продукции.
Раньше, я никогда не задумывался о том, как непросто делать лыжные ботинки, и, только посетив фабрику Spine, я осознал, насколько это технологичный и трудоемкий процесс. Spine прошел долгий путь от самых простых ботинок с рантовыми креплениями до моделей топ-уровня, которые уже составляют конкуренцию известным зарубежным маркам. И очень важно, что путь этот был пройден не за один день, а за два десятка лет. Компания до мельчайших деталей овладела всеми технологиями, а сотрудники постепенно оттачивали навыки, двигаясь от простого к сложному. И эта планомерность и то, что руководство фирмы не перепрыгивало в своем развитии через несколько ступенек, не "шло в Университет, проскочив последние классы школы", и позволило в итоге создать качественный продукт , подходящий для спортсменов мировой элиты, чего до этого в лыжной индустрии нашей страны ещё не бывало.
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: