Войти

Ошибки в коньковом одновременном двухшажном ходе в подъемы.

0 333 Admin 13-12-2017 00:14

Ошибки в коньковом одновременном двухшажном ходе в подъемы.Очевидно, что в каждый момент цикла лыжного хода существует весьма ограни-ченный набор пространственных положений частей тела, оптимальных для развития максимальных продвигающих сил минимальным физиологическим обеспечением. Любые другие порядок и форма действий – вынужденная компенсаторика повышенными усилиями обводящих траекторий движений ценой вовлечения дополнительных мышечных групп.

Точно так же и механизмы двигателей внутреннего сгорания включаются в работу строго определенным способом. Моменты подачи топлива в камеры сгорания и последующая вентиляция отработанных газов настроены в строгой последовательности. Ранее или позднее зажигание смеси понижает мощность мотора. Преобразование поступательных движений поршней во вращательное коленчатого вала обеспечивается сходным кривошипно-шатунным механизмом, сбалансированным маховиками и противовесами, какой бы производитель ни приступал к разработке очередного ДВС. Кстати, V–образные двигатели используют преимущества поперечного разлета цилиндров в той же мере, что и боковые усилия лыжника в коньковых стилях передвижения привносят выигрыш в скорости, по сравнению со старой доброй однорядной классикой.

Зачастую отклонения в отдельных движениях встречаются и у самых титулованных атлетов. В первую очередь, они могут быть вызваны неправильной установкой на выполнение действий. В отсутствие общепринятой структуризации и детализации коньковых ходов наши спортсмены и тренеры лишены здесь элементарных знаний и вынуждены действовать по наитию. Полтора десятка отечественных высших учебных заведений пока еще по-просту игнорируют преподавание современных стандартов технических действий в коньковых ходах.

На ранних этапах становления спортивного мастерства ошибки могут быть вызваны и текущей диспропорцией развития мышечных групп. Вместо её ликвидации, некоторые выбирают путь к скорейшему достижению результатов, эксплуатируя свои сильные стороны. Наработанные навыки создают ложную комфортность привычно ошибочных действий, которые не имеют ничего общего с их эффективностью.

Впрочем, на то и многолетний тренировочный процесс, чтобы спортсмены, начиная испытывать тот или иной дискомфорт в попытках воспроизведения кинематических стандартов выполнения определенных действий, могли направлять свою подготовительную работу на подтягивание “отстающих” мышечных групп своего опорно-двигательного аппарата. Такая корректировка, с определенной степенью вероятности, успешно скоординирует бывшие слабые звенья лыжника в слаженную работу рук, ног и туловища, в том числе и по преодолению подъемов шагом КОДХ.

Что касается отсутствия установки на правильное выполнение отдельных действий хода, то его причиной является и наличие в коньковых ходах доселе не систематизированных действий и фаз движений. К таковым относится, в частности, разгон палками в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы. Здесь – воистину кладезь ресурсов повышения эффективности КОДХ в подъемы и две из характерных ошибок рассмотрим в этой статье.

Отклонение туловища к основной лыже

Реактивные силы, которые гонщик получает навстречу своему отталкиванию опорной рукой, приходят на плечевой сустав и направляют туловище не только вперед, но и вбок, в сторону противоположной опорной лыжи.

Однако спортсменам здесь выгодней противостоять боковому отклонению в эту сторону. Удерживая туловище в поперечно-вертикальном положении, легче передавать усилие опорной руки к пятке ускользающей вбок стопы.

И напротив, перевешивание туловища за скользящую лыжу увеличивает её загрузку и повышает торможение. Происходит своеобразное зажимание опорной стопы весом нависающего над ней туловища и вертикальными силами реакции лыжной опоры. Очевидно, что развить продольное ускорение в таком разгоне крайне затруднительно.

Характерным маркером перегрузки разгоняемой лыжи служит нависание во фронтальной проекции плечевого сустава за наружные габариты опорной стопы.

Лыжники мировой элиты стараются не свешиваться вбок за скользящую лыжу, рис. 49. Вместо этого, к окончанию разгона и началу конькового отталкивания, их опорная стопа, напротив, выезжает вбок из-под плечевого сустава.

Устранение ошибки.

Повышению поперечной устойчивости туловища помогают:
– практически вертикальная во фронтальной проекции постановка ведущей палки, на 2-3 градуса ручкой внутрь;
– высокое отведение плеча этой руки, при котором согнутый локоть во фронтальной проекции выступает кнаружи от ведущей палки;
– создание противоположной ведущей рукой встречного поперечного упора в противодействии отклонению верхней части туловища в сторону опорной лыжи;
– одновременное напряжение мышц плечевого пояса и брюшного пресса для скрестной передачи усилия от опорной палки к пятке разгоняемой стопы, при удержании туловища в поперечно-вертикальном положении

Слабый разгон основной лыжи

В завершение перехода на основную лыжу, к окончанию её загрузки, колено опорной ноги накрывает носок стопы в боковой проекции. С этого момента продольный наклон голени должен сохраняться стабильным на протяжении дальнейшего разгона, рис. 53.

Это говорит о правильной передаче усилий рук и плечевого пояса на опорную стопу во время её разгона, когда та несколько ускользает вбок, но не отставая в продольной проекции от таза спортсмена.

У некоторых лыжников подчас наблюдается постоянное увеличение продольного наклона голени во время фазы разгона. Это означает, что гонщик не просто подседает на опорной ноге, но и взамен начального разгона стопы перегружает её преждевременными попытками развить боковые усилия конькового отталкивания. Иллюстрирована симптоматика повышенного торможения опорной стопы при разгоне из-за слабой передачи усилий рук на неё. За время перехода и последующего разгона продольный наклон опорной голени значительно увеличивается, а таз догоняет стопу.

Элитные лыжники во время разгона палками удерживают продольный наклон голени опорной ноги практически неизменным, увеличивая его после загрузки стопы в пределах всего нескольких градусов.

Приземляясь на очередную опорную стопу М. Сундбю (вверху) и П. Нортуг (внизу) накрывают коленом носок ботинка, подаваясь вперед и наклоняя голень на 3-5 ?(1–2). По ходу дальнейшего разгона продольный наклон голени стабилизирован и это говорит о полноценной передаче усилий плечевого пояса на скользящую лыжу в её разгоне (2–3).

Сами по себе продвигающее отталкивание опорной рукой и разгружающие действия ведущей руки еще не являются гарантией хорошего разгона опорной лыжи. Третьим компонентом правильно выполненного действия является торсионный доворот плечевого пояса вдогонку отталкиванию опорной палкой. Этим компенсируются силы, направленные на нежелательное отклонение туловища в сторону скользящей опорной лыжи.

И наконец одновременный со всеми тремя действиями, акцентированный выезд опорной лыжи вбок из-под плеча гонщика. Правильно выполняющий действие спортсмен загружает при этом в большей степени пятку разгоняемой стопы и скользит позади и чуть сбоку от нее.

Российский гонщик ошибается в поперечном свешивании туловища, к окончанию разгона его опорная стопа остается под ним. Из-под плечевого сустава она выезжает лишь к середине конькового отталкивания. Все это время лыжник вместо прямого разгона преждевременно пытается развить боковое усилие конькового отталкивания. Характерным маркером таких попыток является вынужденное подгибание колена толчковой ноги внутрь.

И, напротив, на рис.57 М.Фуркад удерживаясь в поперечно-вертикальном положении туловища, в первую очередь разгоняет из-под себя опорную стопу (гр.п. 5/6 – гр.п.7), и лишь затем начинает уходить с толчковой лыжи в противоположную сторону – к предстоящей постановке маховой лыжи.

Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы:
– прямо-направленного начального разгона палками отъезжающей вбок опорной лыжи;
– последующего бокового конькового отталкивания ею.

Эти два действия разделяются “смещенным подседом” (граничным положением тела 7, когда предплечье ведущей руки поворачивается до горизонтального положения). Лишь после него лыжник должен приступать к разгибанию толчковой ноги.

Устранение ошибки.

Правильному выполнению разгона опорной лыжи в начале основного шага помогают:
– передача поперечных усилий опорной руки к ускользающей вбок опорной стопе;
– разгружающее вертикальное усилие ведущей руки на отвесно поставленной палке;
– возвратный, после замаха, торсионный поворот плечевого пояса в поддержку отталкивания опорной рукой;
– интеграция всех трех усилий в разгон опорно-толчковой лыжи и удержание туловища от нависания над ускользающей вбок опорной стопой.

Источник - Журнал "Лыжный спорт"


Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: