Войти
SPORT-51 » Статьи » Статьи о лыжных гонках » Способы старта в лыжероллерном спринте

Способы старта в лыжероллерном спринте

0 116 26-06-2019 00:22

Способы старта в лыжероллерном спринтеСпецифика лыжероллерного спринта имеет общие черты как с лыжным спринтом в области техники передвижения и правил соревнований, так и с беговым спринтом в аспекте анаэробных нагрузок и тактики прохождения дистанции.  Подготовили для вас краткий конспект статьи от А.В. Меликова и Е.А. Андреевой, и попытались систематизировать способы старта в лыжероллером спринте.

Особенность лыжероллерных спринтерских дисциплин заключается в проведении гонок в бесснежный период по жёсткому асфальтовому покрытию с более высокой скоростью, чем по снегу на лыжах, что обуславливает возрастание травмоопасности соревнований.

Специфика лыжероллерного спринтерского старта

В отличие от лыжного спринта, стартовые действия в лыжероллерных соревнованиях приобретают особенную значимость для результата на дистанции 150÷250 м.

Этап старта в спринте состоит из фаз реакции и действия. Время «стартового цикла» включает в себя время от стартового сигнала до первоначального отталкивания и выполнения нескольких первых шагов.

Именно от успешности действий на старте в значительной степени зависит конечный результат в спринте. Для спринтера важна оптимальная интеграция и согласованность конкретных движений из стартовой позиции через отталкивание к стартовому ускорению, представляющих собой переход ациклического движения в циклическое.

Эффективность старта в спринте зависит от решения следующих задач:   

— наиболее быстрая реакция на сигнал стартера;  

— занятие позиции, обеспечивающей максимальное ускорение;  

— достижение максимальной скорости;  

— максимальное усилие при отталкивании;  

— точность выполнения стартовых действий с учетом заданного положения тела и планируемого увеличения длины шага.

Правила лыжероллерного спринтерского старта

В индивидуальном лыжероллерном спринте используются два вида стартов: квалификация в формате раздельного старта и финальные забеги.

Во время квалификации разрешено стартовать в течение ±3 с от стартового сигнала. Для квалификационного забега готовится один коридор, а для спринтерских забегов – несколько коридоров, каждый из которых предназначен для одного лыжероллиста. В финале лыжероллисты после команды «Занять стартовую позицию / Take your start positions» перемещаются без промедления на стартовую линию и после команды «Внимание / Set» остаются неподвижными до стартового сигнала в принятой стартовой позиции, расположив передние колеса позади стартовой линии.

Палки также располагают неподвижно.

Правилами заданы два отрезка «стартовой зоны» в финальных забегах лыжного спринта:

1) длиной 1 м между предстартовой и стартовой линиями;

2) длиной 15 м после стартовой линии при использовании свободной техники передвижения.

На практике в лыжероллерном спринте «стартовую зону» определяют как участок трассы от стартовой линии до точки первой смены хода, и ее длина зависит от рельефа, составляя на спуске около двух шагов или при подъеме – до финишной линии.

К 2006 г. наиболее популярной спринтерской стартовой позицией была «параллельная постановка ног» (рисунок 1.1), к недостаткам которой можно отнести большую амплитуду маха для первого шага и необходимость дополнительного поворота тела к направлению основного движения спринтерской гонки. Несколько реже встречалась «Тобразная постановка ног с толчковой ногой позади» (рисунок 1.3). К недостаткам данной позиции можно отнести увеличение общей дистанции из-за удаленного на шаг назад расположения тела. Кроме того, в этой стартовой позиции лыжероллист находится на полкорпуса сзади остальных, что негативно сказывается на предстартовом психологическом настрое.

В 2009 г. для лыжероллерного индивидуального спринта Андреем Меликовым была разработана и апробирована «Т-образная постановка ног с толчковой ногой впереди» на старте (рисунок 1.2). Спецификой предложенной стартовой позиции является расположение переднего лыжероллера в упоре как можно ближе к стартовой линии/ воротам и под минимально возможным углом (практически параллельно), тем самым сокращая общую дистанцию, ориентируя мах сзади стоящей ноги в направлении гонки и соответственно обеспечивая цикличность движений с первого шага. В дальнейшем предложенная стартовая позиция стала использоваться в спринте широким кругом лыжероллистов. Выявлено, что основными структурными элементами стартовой позиции в лыжероллерном спринте являются: постановка ног относительно друг друга и стартовой линии/ ворот, угловая ориентация тела и характеристика толчковой ноги (рисунок 2)

На выбор способа стартовой постановки ног спортсменами могут оказывать влияние некоторые зависимости. Так, можно предположить, что спортсмены, имеющие одного тренера, вероятно, будут использовать одну и ту же стартовую позицию, что может привести к тому, что успешность выступлений спортсменов, применяющих одну и ту же стартовую постановку ног, будут положительно зависимы. Кроме того, можно отметить слабую зависимость между результатами одной и той же гонки, так как победа одного спортсмена негативно сказывается на результатах остальных участников.

В стартовой позиции лыжероллерного спринта можно выделить две основные стойки: нижнюю и верхнюю, отличающиеся углом наклона туловища и степенью сгибания ног. В стойках ноги согнуты в коленях, тело подается вперед, пятки не отрываются от опоры, таз не отставляется назад, колени расположены над носками стоп.

К преимуществам низкой стойки можно отнести лучшую аэродинамику и относительно высокую мощность стартового толчка, а к недостаткам – меньшую экономичность из-за дополнительного напряжения мышц ног и большую продолжительность выполнения первых шагов.

В качестве достоинств высокой стойки можно отметить скорейшее проведение стартовых действий и меньшие затраты энергии на переход от стартовой к основной технике передвижения. Для результативности спринтерской гонки на лыжероллерах большую значимость имеет фактор экономии времени высокой стойки, чем фактор мощности отталкивания низкой стойки.

В целом, на эффективность спринтерского старта влияют такие факторы, как быстрое время реакции; оптимальное расположение стоп по отношению к стартовой линии, высота центра масс спринтера в стартовой позиции, время и сила отталкивания обеими ногами и палками, стартовая скорость и последующее ускорение, техника движений, степень выпрямления ног, угол голеностопа опорной ноги, угловая ориентация рук. Данные параметры взаимосвязаны и обусловлены регуляцией ЦНС, двигательными навыками, дыхательной способностью, энергетическими процессами, функциональными возможностями, генетическими особенностями, индивидуальным морфологическим строением и структурой мышц спортсмена.

Результативность спринта зависит от ряда внешних факторов таких, как корректность подбора и подготовки инвентаря, качества и влажности дорожного покрытия, сопротивления воздуха.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: