Войти
SPORT-51 » Статьи » Статьи о лыжных гонках » Тестирование лыж на скольжение

Тестирование лыж на скольжение

0 7 320 23-01-2014 19:15

Тестирование лыж на скольжениеТестирование мази и лыж - это сложное занятие, и многое из того, что проходит через "проверку", не дает достоверной информации. С другой стороны, понимание методов тестирования поможет любому лыжнику делать более осознанный выбор инвентаря и мази.

Чтобы быть достоверным, тестирование должно быть максимально простым. В этой главе мы рассмотрим целый ряд различных методов тестирования, от самых элементарных до таких, которые доступны только лыжным командам или лыжникам, способным потратиться на достаточно дорогое оборудование. Целью, тем не менее, будет вернуться к некоторым простым методам, которые пригодятся любому, кто интересуется выполнением базисных тестов.

Первое правило тестирования: Исключайте переменные. Это необходимо для получения точных выразительных результатов. Исключение переменных означает, что для тестирования мази лыжи должны соответствовать друг другу по прогибу, марке и структуре. Для тестирования структуры - по прогибу, марке и мази. А для тестирования лыж - по структуре и мази.
Давайте рассмотрим четыре самых распространенных типа тестирования: тестирование с использованием радара скорости, тест на длину выката, тест на "соревновательное" скольжение и субъективное тестирование.

Радары скорости

Наиболее "научный" метод тестирования - это использование радара скорости: вы пересекаете световой луч, который запускает секундомер, проезжаете заданную дистанцию и пересекаете следующий световой луч, который останавливает секундомер. В последнее время в продаже появился целый ряд недорогих и простых систем измерения скорости. Они состоят из устройства, надеваемого на ногу, которое срабатывает, когда вы проезжаете мимо врытого в снег столбика с электромагнитом.
Проблемы, которые могут мешать выполнению этого теста:

  • ветер
  • изменения в лыжне вызванные катанием по ней или выпадением снега
  • истирание мази
  • неровность лыжни: изгибы, бугры
  • неровность горы разгона
  • чехлы на ботинках (они могут цепляться за стенки лыжни, замедляя скольжение)
  • снег в лыжне может отличаться от снега вне лыжни
  • неровное движение лыж от спуска к спуску

Метод с радаром скорости не пригоден для подбора лыж (о котором мы поговорим позже в этой главе), но он имеет следующие преимущества:

  • дает объективные и удобные для регистрации данные времени/скорости
  • тест может выполняться на скоростях, свойственных соревновательной или тренировочной скорости передвижения лыжника
  • дает возможность протестировать большое количество лыж/мазей за короткое время
  • подходит для подбора мази и структуры

Знайте, что при использовании этого метода возможен большой предел погрешности. Отклонения от спуска к спуску на 0,1 км/ч -обычное дело, и эти значения могут быть гораздо больше. На практике различия внутри серии спусков на одной и той же паре лыж часто бывают больше, чем разница между средними спусками двух пар лыж.

Это ставит под сомнение надежность данного метода, однако если вести тщательные записи результатов, появляются долговременные закономерности; эти записи являются самой весомой информацией.
Тесты с использованием радара скорости, выполняемые вне лыжни, привносят бесчисленное число дополнительных переменных (без лыжни просто невозможно одинаково скатиться на каждой паре лыж). По моему опыту, подобные тестирования дают результаты с таким широким разбросом данных, что оказываются просто бесполезными.
Второе правило тестирования: Ведите записи!


{banner_m-001}

Тест на длину выката

Это наиболее распространенный и самый простой метод тестирования: скатываетесь со склона из общей начальной точки, и смотрите, какие лыжи уезжают дальше. Трудности, которые могут возникнуть во время выполнения этого теста те же самые, что и при использовании радара скорости, однако добавляется еще одно обстоятельство - на решающей финальной части выката скорость лыжника значительно ниже скорости, свойственной передвижению на лыжах. На этом участке, где скорость и кинетическая энергия имеют наименьшие значения, минимальные изменения ветра, нагрузки, и т.д., могут создать огромную разницу в результатах. Тест на длину выката делает также невозможной квантификацию данных.
Главное преимущество этого метода - его простота; в некоторой степени он может оказаться полезным при подборе лыж.

Тест на "соревновательное" скольжение

Первые два метода предполагают, что все спуски выполняет один лыжник. Тем не менее, широко распространен и третий метод, который можно было бы назвать тестом на "соревно-вательное" скольжение, где два лыжника определяют, кто из них скользит дальше

и разгоняется быстрее. Два лыжника встают бок о бок, затем, держась за руки для уравнивания стартовой скорости, начинают скольжение вниз по лыжне. По завершении равного старта, лыжники должны отпустить руки, и смотреть, чьи
лыжи ускоряются быстрее и/или скользят дальше.

С этим методом также связаны определенные трудности:

  • Лыжники с разным весом будут иметь разные результаты: вес влияет на распределение давления и, следовательно, на ускорение и скольжение. Тяжелый лыжник обычно быстрее наращивает скорость и дальше скользит.
  • Как правило, разные лыжники пользуются лыжами разных марок или с различной структурой.
  • Все лыжники загружают лыжи по-разному (переднюю или заднюю часть, скользят на кантах), влияя на скольжение и ускорение.
  • Тест на "соревновательное" скольжение не подходит для тестирования большого количества лыж.
    Квантификация данных невозможна.

Некоторые из этих трудностей можно устранить, если лыжники будут постоянно меняться лыжами.
Следует понять одну серьезную проблему, которая является общей для всех этих методов тестирования. Во время использования лыжных ходов, нагрузка на лыжи в период скольжения равна массе тела лыжника или превосходит ее. Например, во время передвижения классическим ходом вы скользите на одной лыже, загружая ее всей массой тела. В коньковых ходах, во время подготовки к следующему шагу, вы можете загрузить скользящую лыжу весом, превышающим массу вашего тела в несколько раз. В противоположность этому, все тесты на скольжение выполняются при 50% массы тела (т.е. вес равномерно распределен на обе лыжи). Таким образом, все вышеописанные методы тестирования дают информацию по скольжению в условиях отличных от реаль-ного передвижения на лыжах!
Тесты на скольжение чаще всего используются для подбора мази или структуры. Для подбора же лыж следует пользоваться другим методом - методом "субъективного тестирования".


Субъективное тестирование

Для подбора лыж можно пользоваться тестом на длину выката (второй метод), однако наиболее эффективным в этом случае будет метод субъективного тестирования, который также является
хорошим методом тестирования мази. Субъективное тестирование выполняется двумя способами. Первый способ: для сравнения "расхождений" в скорости/ощущениях и определения того, какая из лыж "тормозит" на подъемах, нужно покататься на двух разных лыжах - на одной ноге с лыжей из пары "А", и на другой - с лыжей из пары "Б". Второй способ: проходите небольшую петлю на одной паре лыж, а затем проходите ее же, но уже на другой паре.

Метод субъективного тестирования требует практики, поэтому он должен быть постоянной и неотъемлемой частью подготовки спортсмена, независимо от того, какая стоит задача - тестирование лыж или мази. Лыжники должны знать свои лыжи; опыт, приобретаемый во время выполнения такого вида тестирования, бесценен.
Хорошие лыжники могут сравнивать лыжи с большой точностью. Как-то раз Билл Кох оценивал таким способом шесть пар лыж, которые перед этим я протестировал с помощью радара скорости. На мое удивление, Билл сумел расположить их по качеству скольжения точно в том же порядке, в каком сделал это я со всем своим оборудованием.
На чемпионате мира 1999 года, Торгни Могрен проводил чрезвычайно важное и точное тестирование, полагаясь только на свои ощущения, в условиях, когда ветер и падающий снег сделали другие способы тестирования просто бессмысленными. Это еще один повод культивировать чувство своих лыж.

Простые варианты тестов

Как выполняет тест рядовой лыжник или даже средняя команда? Если допустить, что покупка радара скорости невозможна, я бы предложил следующее:
Тестирование мази/структуры
Тестирование мази не так уж и важно: все современные марки мазей хорошего качества, и если вы читаете этикетки, у вас есть термометр для воздуха и термометр для снега, и даже гигрометр, то вы вряд ли сильно ошибетесь.
Если вы хотите протестировать мазь или структуру, то используйте тест на длину выката или тест на "соревновательное" скольжение, но при этом обязательно исключите переменные. Убедитесь, что лыжня хорошая, и что вы выкатываетесь на равнину: если после спуска вы будете натыкаться на подъем, заметить какую-либо значительную разницу в скольжении будет очень сложно.
Не пытайтесь тестировать незначительные изменения в смазке или одновременно большое

количество мазей. Проводите тесты между марками или между целыми цветами мазей (в противоположность смесям). Старайтесь усилить различия до такой степени, чтобы они стали выразительными.

Старайтесь не тестировать мази на несоответствующих друг другу лыжах. Мне часто приходится видеть, как кто-то тестируют разные мази вначале на паре1, затем на паре 2, затем на паре 3, а потом еще и на паре 4. Что покажут результаты в таком случае? Какая жесткость была лучше? Какая структура была лучше? Или может быть материал какой скользящей поверхности был быстрее? Шансы распознать таким образом самую лучшую мазь близки нулю. Мораль? Будьте последовательны, планируйте свои действия и тестируйте только одну вещь за раз. Исключайте переменные, и будьте проще!
Одно последнее замечание: Когда будете тестировать мази, обязательно пронумеруйте лыжи и запишите, какая мазь нанесена на каждую из них! Наклейте на носки лыж кусочки изоленты, напишите на них номера лыж маркером, и все записывайте.


Подбор лыж

Учитесь подбирать лыжи, полагаясь на свои ощущения: среди лыжников международного уровня распространено полное игнорирование радаров скорости - они подбирают свои лыжи, основываясь на их реальных эксплуатационных качествах. Для соревнований лучше выбирать лыжи, которые работают на вас на подъемах, чем те, которые, возможно, показали себя чуть быстрее на спусках. Многие успешные лыжники скорее побегут гонку на лыжах, которые могли быть только третьими при тестировании с радаром скорости, но на подъемах вели себя лучше. И опять же, не забывайте, что около 70% времени вы затрачиваете на подъемы.

Тестирование для определения самой лучшей пары классических лыж отличается от тестирования для определения самой лучшей пары коньковых лыж:
Классические лыжи. Смажьте по одной лыже от каждой пары, или смажьте все имеющиеся лыжи - и смажьте их все одинаково. Выйдите и прокатитесь но небольшой петле; обязательно проверьте лыжи на подъеме. Попытайтесь почувствовать скольжение, но, прежде всего, обратите внимание на то, какие лыжи лучше держат. Выберите те лыжи, которые больше всего помогают вам на подъемах. 
Коньковые лыжи. Опять же, одинаково смажьте все свои лыжи, затем прокатитесь на них, беря по одной лыже из каждой пары, или поочередно на каждой паре. Наблюдайте за скольжением, но обращайте также внимание на то, как лыжи ведут себя на подъемах, когда вы нагружаете их своим весом. Если лыжи помогают вам на подъемах, то именно эти лыжи и следует выбрать.
И наоборот, если они "встают" на подъемах, поищите другие лыжи.
Записывайте все результаты. Ведение записей требует времени и труда, но дает ценную информацию, которая упрощает поиск хороших лыж.

Приборы
В ящике смазчика должны быть термометры (по крайней мере, два) и гигрометр.

Термометры
Я предпочитаю пользоваться цифровыми термометрами, поскольку с них легче считывать информацию. Тем не менее, сам факт, что термометр цифровой, не гарантирует его точность! Показания моих цифровых термометров иногда отличаются друг от друга аж на 3°С. То же самое происходит со многими ртутными термометрами. Чтобы соблюсти правильность ведения записей, лучше сразу определить, для какой цели будет исполь-зоваться каждый из термометров, и принять это за норму. Нужно отметить, что температурный диапазон большинства современных мазей, как держания, так и скольжения, достаточно широк, и на сегодняшний день существует тенденция к еще большему его
расширению. Таким образом, отклонения на один-два градуса не будут иметь большого значения для выбора мази, особенно если это мазь держания. Тщательное собственноручное тестирование - это единственно надежный способ поиска нужной мази (подробнее о процедурах тестирования читайте дальше).
Если у вас цифровой термометр, не обращайте внимания на десятые доли градуса: округляйте температуру (и влажность) до ближайших целых чисел. Не нужно перемазываться только потому, что температура подскочила на 0,2°!

Гигрометры
Для измерения влажности я предпочитаю пользоваться цифровым электронным гигрометром. Правда, некоторые их модели не работают при низкой температуре. Принцип действия волосных, или стрелочных, гигрометров основан на сокращении/удлинении волосяной нити. Волосные гигрометры дешевле цифровых, но требуют частой настройки, могут медленно реагировать, сам волос

может стареть. Волосные гигрометры, также как и некоторые цифровые аналоги, могут не работать при низких температурах.
Гигрометр можно откалибровать, обернув его во влажное полотенце, а затем установив стрелку на 100%.


Передовые методы тестирования скольжения

За многое из нижеследующей информации я обязан главному тренеру Финляндии Анти Леппевуори.
Самое тщательное тестирование начинается с калибровки тестовых лыж, смазанных одной и той же мазью. После калибровки все пары лыж смазываются по-разному, при этом одна из них ("нулевая пара") смазывается точно также как при калибровке. Затем лыжи тестируются снова.
Место тестирования должно быть тихим (безветренным; даже легкий ветерок затруднит тестирование). Сделайте как минимум шесть тестовых спусков на каждой паре лыж. Средние показатели скорости/времени будут являться основным результатом возможных различий, среднее отклонение будет показывать погрешность тестирующего лыжника и погодных условий (ветра), а тенденция будет указывать на изменения в лыжне. (При темпе-
ратуре около 0°С, сдвиги в результатах, вызванные изменениями в состоянии лыжни, могут быть очень сильными).
В целом весь тест может включать до шестидесяти спусков -довольно большая работа, но, тем не менее, дающая достаточно достоверные результаты. Значимыми являются расхождения в результатах свыше 1% от среднего показателя нулевой пары. Если расхождения во время калибровки и во время тестирования мазей составляют менее 1%, можно предположить, что разницы между мазями нет.
Иногда при первом тестовом спуске лыжи едут быстро, но после становятся медленнее. Причиной этому могут быть грязь, вода, или же твердые кристаллы льда, которые истирают скользящую поверхность и мазь. Пока скользящая поверхность гладкая, она скользит хорошо, но с появлением все большего количества "царапин", от спуска к спуску, лыжи становятся медленнее. В таких условиях нужно обращать внимание на изменения в тенден-ции результатов, чтобы иметь информацию о состоянии мази.

Человеческий фактор имеет большое значение. Если одни и те же лыжи тестирует сразу несколько лыжников, есть риск получить запутанные результаты. Каждый лыжник имеет свой "подход" к лыжами. Даже небольшие изменения в весе или равновесии могут привести к изменениям в распределении давления лыж. Выполняйте тестирования только с одним лыжником.
Извечный вопрос: какое тестирование лучше - субъективное или объективное? Старайтесь выявлять явные различия между лыжами, используя объективные тесты, а небольшие - "на ощупь" - с помощью субъективного теста.

При тестировании держащей мази больше обращайте внимание на хорошее держание, нежели на скольжение.
Скольжение и держание на классических лыжах является скорее вопросом прогиба, чем самой мази. Даже если производители мазей и утверждают, что скольжение держащей мази очень важно, не стоит придавать этому большого значения. Вместо этого лучше помнить о том, что назначение держащей мази - держать, а не скользить. Скольжение зависит от других вещей (мази скольжения, распределения давления).
Всё это, конечно, в идеале. В условиях же соревнований процедуры должны быть упрощенны. Но даже в этом случае, не следует брать в расчет расхождения менее чем в 1%.


Другие методы

Некоторые лыжные команды, в особенности итальянские, тестируют лыжи, устанавливая подряд сразу несколько радаров скорости. Это позволяет им тестировать степень ускорения лыж.
Несколько лет назад велись работы по использованию маленького ролика или гребного колесика, закрепленного на пяточной части лыжи. Эта конструкция соединялась с небольшим компьютером, регистрирующим скорость и степень ускорения лыжи, которые в последствии можно было вывести в виде графика. Эта прекрасная идея не получила своего развития, однако представлялась и до сих пор представляется исключительно полезной.
Русские придумали так называемую "взбивалку для яиц" -небольшую машинку с вращающимися полиэтиленовыми (Р-Тех) дисками. Вращающийся диск прикладывается к снегу и измеряется сопротивление. Это приспособление позволяет технику за короткое время, и с регистрацией всех данных, протестировать столько мазей, сколько у него есть в наличии дисков. Оно также позволяет технику за короткий срок протестировать мази в разных местах (в верхней точке, в нижней точке и т.д.).

Велись также некоторые работы над приспособлением, которое тащило лыжу вдоль лыжни и измеряло сопротивление.
Все эти методы являются попытками собрать объективные и удобные для записи данные простым и легко выполнимым способом. При этом весьма желательно исключение погрешностей, связанных с самим лыжником (неравномерная загрузка лыж, сопротивление воздуха и т.д.).
Я должен добавить, что Джим Галанес и я пришли к осознанному решению не калибровать лыжи, которые однажды уже вели себя достаточно однообразно: корректировки, которые мы вносили посредством калибровки были точнее, чем допуски метода тестирования, и, таким образом, оказывались абсолютно бесполезными. Цитируя Карла Поппера можно сказать, что "...всегда нежелательно пытаться повысить точность ради нее самой... Точность никогда не должна быть точнее, чем того требует проблемная ситуация".

ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕРЖАЩЕЙ МАЗИ

Самый простой и наиболее логичный способ тестирования держащей мази - это использование системы, которую я бы назвал системой "разбитой пары". Это очень логичная система, которая обычно не отнимает много времени и сил. В своей более сложной форме - с большим количеством гонщиков - она была разработана Джимом Галанесом в сезон чемпионата мира в Валь-ди-Фьемме.
Берется пара классических лыж - пара, которую вы хорошо знаете и которой вы можете доверить поиск подходящей мази.
Если есть возможность, вынесите смазочный станок на трассу на участок с "типичным снегом" с тем, чтобы тестирование проводилось там, где оно действительно имеет значение и с тем, чтобы не приходилось каждый раз добираться до смазочной комнаты, тратя на это драгоценное время. Это также уведет вас из той панической и наполненной заражающими слухами атмосферы, которая всегда присутствует в смазочной комнате, и даст возможность намного объективнее провести тестирование.
Подписывайте лыжи: наклейте изоляционную или маскировочную ленту на тестируемые лыжи с пометкой о том, какая мазь была нанесена на каждую из них. Либо промаркируйте лыжи большими отчетливыми буквами "А" и "Б", и запишите наименование мазей на листок бумаги. Если вы не сделаете этого, то забудете, какая мазь нанесена на ту или иную лыжу.

Подготовка
На вашем смазочном пункте должны быть (в идеале):

  • портативный стол и/или профильный станок
  • набор мазей (включая те, которые кажутся невероятными для данной погоды - погода может измениться)
  • термометры
  • гигрометр
  • пробки
  • шпатели для удаления мазигорелка и зажигалка
  • фиберлен и смывка (после использования смывки нанести следующую мазь будет очень сложно)
  • инструмент для поднятия ворса и силикон
  • блокнот для записи результатов тестирования

Вначале проверьте температуру, влажность и состояние лыжни (уплотненный снег, новый снег и т.д.), а затем, исходя из этого, подберите приблизительную мазь. Постарайтесь угадать, потребуется грунт или нет.
Если вам кажется, что грунт необходим, то нанесите его только на одну лыжу; после чего нанесите на обе лыжи приблизительную мазь. Пройдите на лыжах как можно большую дистанцию. По возвращении проверьте, осталось ли на лыже с грунтом существенно больше мази, и в соответствии с этим примите решение, нужен вам грунт или нет. Если в тесте принимают участие больше, чем один лыжник, отправьте одного тестировать грунт, а сами в это время вместе с остальными займитесь непосредственно держащей мазью.
Если в грунте нет необходимости, сразу переходите к тестированию держащей мази.


Основные принципы тестирования

Нанесите на одну лыжу приблизительную мазь, а на вторую -какую-нибудь другую мазь. Прокатитесь на лыжах и постарайтесь почувствовать, какая из мазей работает лучше. При тестировании держащей мази нужно обращать внимание на две вещи: держание и скольжение.
Держание. Обязательно протестируйте мазь на подъемах, а также на тех участках трассы, где снег может быть другим: на затененных участках, на открытом солнце, на обратной стороне горы.

Обязательно "проверьте" мазь на соревновательной скорости; то, как мазь ведет себя при ходьбе прогулочным шагом, вовсе не означает, что она также будет вести себя, когда вы взвинтите темп. Затем попробуйте прокатиться "плохо": хорошо держащая мазь должна допускать размеренное слегка запаздывающее и/или слабое отталкивание. Следует помнить, что по ходу гонки лыжник устает, и его техника становится хуже.
Оцените держание по 5-балльной шкале: 1 - плохое держание, 5 - отличное "лыжероллерное держание". Запишите результат.
Скольжение. Постарайтесь почувствовать лыжу: Легко ли она начинает скольжение? Долго ли она скользит? Чувствуете ли вы какое-либо торможение? Ощущаете ли вы скорость и свободу в движениях? Испытайте лыжи на подъемах и на равнинах.
Оцените скольжение по 5-балльной шкале: 1 - плохое скольжение, 5 - отличное скольжение. Запишите результат.

Оценивание и повторное тестирование

Продолжайте оценивать и тестировать мази, пока не получите хорошее держание и скольжение. Для этого после каждого тестирования оставляйте лучшую мазь; другую лыжу перемазывайте. Повторите тестовую процедуру уже с новой мазью. Таким образом, вы всегда будете иметь ориентир; меняя мази сразу на обеих лыжах, вы лишите себя возможности сравнивать.
Основательно очищайте лыжи между тестами: как узнать, какая именно мазь работает, когда новая мазь нанесена поверх старой? Очищайте скользящую поверхность шпателем или при помощи горелки с фиберленом - но не удаляйте мазь смывкой, если только в этом нет крайней необходимости.
Всегда выполняйте тестирование с минимальным количеством переменных за раз.
Подобравшись вплотную к хорошей мази, вы, возможно, захотите улучшить держание. Как бы то ни было, вносить изменения в смазку следует только на одной лыже, а не на обеих сразу, в противном случае вам не с чем будет сравнивать.
Для улучшения держания вы должны:

  • нанести дополнительный слой мази
  • удлинить зону держания
  • добавить более мягкую (или твердую) мазь
  • добавить слой графитовой или фторированной мази для улучшения скольжения

Запомните акроним ТДМ: толще, длиннее, мягче. Всегда улучшайте держание, внося изменения в смазку именно в такой последовательности.
Если в вашем распоряжении большое количество лыжников, вы можете провести тестирование мазей в гораздо большем объеме и за более короткое время. Ниже изложена система такого тестирования:

  • Все лыжники должны иметь радиосвязь, либо должны отчитываться на месте смазки, возвращаясь туда к установленному времени.
  • У всех лыжников должна быть одна общая мазь, на которую они будут ориентироваться - скажем, "голубая экстра".
  • Все результаты должны оцениваться по 5-бальной шкале и записываться.
  • Кто-то один должен отвечать за фиксацию результатов. Обязательно записывайте, кому из лыжников принадлежат те или иные оценки. Также записывайте время.
  • Все мази должны наноситься одинаково - то есть на все лыжи должно наноситься одинаковое количество мази, одинаковое число слоев, мазь должна быть одинаково хорошо растерта.

Лыжники должны использовать максимально соответствующие друг другу лыжи или должны знать, чьи лыжи жестче, кому обычно необходимо большее держание и т.д.

Пока все лыжники используют на одной из лыж одну и ту же мазь, являющуюся общим для всех ориентиром, вы можете протестировать столько вариантов смазки, сколько лыжников находится в вашем распоряжении. Чем больше лыжников принимает участие в тестировании, тем больше мазей вы сможете включить в свой тест, и поскольку все будут сравнивать их с одной общей мазью, у вас будет возможность провести сопоставления между разными мазями.

Если позволяет время, все могут отправиться на второе или третье тестирование, используя общую мазь или выбрав новую общую мазь на основе первого теста. За короткое время можно протестировать огромное количество комбинаций.
Эта система требует некоторой практики, но после двух-трех хорошо спланированных сессий, все, вовлеченные в процесс, освоятся и поймут, что нужно делать. Данная система должна быть частью всего учебно-тренировочного процесса и непрекращающейся работы по тестированию мазей (в ходе которой испы-тываются и вводятся новые мази). Фактически, каждое тренировочное занятие должно быть в определенной степени и тестовым занятием. Путем постоянного систематического тестирования вы быстро приобретете прочные знания, и научитесь разбираться в обширном ассортименте мазей, вы станете еще лучше "чувство-вать" свои лыжи, и все это придаст вам уверенности при подготовке лыж и поднимет вашу веру в свой инвентарь.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: