Войти
SPORT-51 » Статьи » Полезная информация » Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена накануне соревнований

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена накануне соревнований

0 688 18-11-2019 18:49

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена накануне соревнованийДля спортсмена, обладающего сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, в подавляющем большинстве случаев нет необходимости управлять извне его состоянием и поведением. Однако не исключено, что соревновательная ситуация может сложиться таким образом, когда определенное вмешательство будет необходимо и полезно для будущего результата. Особенно часто возникает подобная необходимость в соревнованиях высокого ранга, здесь значимость очень высока, спортсмен эмоционально возбудим и стремится использовать все возможные и допустимые пути для того, чтобы показать максимально высокий результат.

Срочное управление может помочь и в случае отчетливых пробелов в психической готовности спортсмена к соревнованиям. Вне специальных мероприятий ситуативное управление реализуется в ходе педагогически и психологически грамотного общения со спортсменом в день соревнований, а главное, непосредственно перед выступлением.

Кроме того, ситуативное управление требует и специальной организации. Тем более что примерно за неделю до соревнований резко снижается объем тренировочной нагрузки и у спортсменов появляется много свободного времени. При этом постепенно возрастает предсоревновательное психическое напряжение. Возникает задача продуманно, целесообразно заполнить свободное время спортсменов.

Именно в этот период важнейшее значение приобретает переключение, но не столько как способ саморегуляции, сколько как направленный прием управления состоянием и поведением спортсменов путем организации их свободного времени. У тренера в этот период его тоже достаточно много, и, заботясь о результате, он должен посвятить это время если не спортсмену, то организации его деятельности. Нелегкая и непривычная часть работы требует многих дополнительных усилий, но целесообразность их всегда очевидна. Спортсменам нельзя оставлять ни минуты свободного или скучно проводимого времени. Одно мероприятие должно сменять другое с тем, чтобы как можно полней занять сознание спортсмена и не позволять ему раскручивать ленту тревожных образов и мыслей о предстоящих соревнованиях.

Непосредственно перед стартом управление состоянием и поведением спортсмена может быть также специально организовано. В системе подготовки спортсмена к соревнованиям немаловажное значение имеет развитие самодеятельности, т.е. умения самостоятельно, без посторонней помощи решать все задачи, возникающие в период соревнований. Однако это не исключает необходимости управлять состоянием и поведением спортсмена извне. Общаясь с большим числом людей перед стартом, спортсмен не может не испытывать самых разнообразных воздействий как случайных и неорганизованных, так и целенаправленных. Важно уберечь спортсмена от ошибок в общении с ним, особенно от ошибок со стороны тренера.

Выделим наиболее распространенные ошибки тренера накануне и в процессе соревнований.

Ошибка 1. За несколько дней до соревнований, а еще лучше накануне, упорно указывать спортсмену на ошибки в технике, или какие-то слабые показатели тренировочного процесса, сетуя на то, что совсем недавно у него было все в порядке.

Ошибка 2. Пытаясь мотивировать спортсмена, например, на хорошую серию незадолго до старта, напомнить ему, что этим надо наверстать нечто упущенное в предыдущие недели подготовки, когда он по болезни, лености, или почему-то еще, не выполнил запланированное.

Ошибка 3. Где надо и где вовсе не надо, особенно в присутствии спортсменов, сетовать на то, что какие-то атрибуты соревнований (например, костюмы, купальники, обувь, спортивные снаряды и т.д.) были получены не вовремя, плохого качества, к тому же не соответствуют требованиям или размерам.

Ошибка 4. Приехав на соревнование, как можно больше говорить о том, что гостиница плохая, питание слабое, до спортивного сооружения долго добираться, зал (бассейн, стадион, каток, корт и пр.) вечно перегружены, да и качество их желает много лучшего, время для тренировок неудачное и т.д.{banner_st-d-1}

Ошибка 5. Чрезмерной заботливостью, бесконечным вниманием и опекой, особенно в режиме суетливости, демонстрировать спортсмену свою озабоченность, показывая сколько много вы для него делаете в этой ситуации. При этом не скрывать своего напряжения и волнения. Спортсмен увидит как у вас дрожат руки в то время, когда вы пишете, какой вы красный и потный, как неадекватно вы реагируете на простые ситуации и пр. А чтобы это было наиболее выразительно надо просто забыть о том, что соревнование — это праздник, в котором самое главное — вдохновение, воодушевление и ожидание восторга.

Ошибка 6. Без конца раздражаться по любому поводу, скулить и быть занудой. Давая установки спортсмену быть многословным, старательно, в тысячный раз, объяснять ему нечто ну очень, очень важное...

Ошибка 7. Как можно чаще говорить о важности и значимости предстоящего выступления, особенно конкретно напоминая, что можно получить в случае успеха и что упустить в случае неудачи, добавляя: "Я жду от тебя... Ты меня не подведи..." Или даже ласковое: "Ты уж постарайся, пожалуйста".

Ошибка 8. Для более глубокого проникновения в суть предыдущего тезиса нужно провести собрание команды (особенно вечером, накануне стартов), на котором кто-либо из руководителей авторитетно еще раз напомнит об этом.

Ошибка 9. Нарушить привычный распорядок дня, в стремлении сделать все "как можно лучше".

Ошибка 10. Заметно изменить обычный характер общения, особенно старательно чередуя ласковое, нежное, заботливое обращение с раздражительностью, резкостью, грубостью.

Ошибка 11. Настраивать спортсмена не на процесс деятельности (что, как и когда нужно делать), а на результат. Особенно на результат "фантастический", абсолютно не соответствующий подготовленности спортсмена и его самооценке этой подготовленности. Как вариант, после разминки сказать ему: "А теперь возьми себя в руки и иди настраивайся на результат".

Ошибка 12. Всячески успокаивать спортсмена, в том числе чаще повторять: "Да ты не волнуйся", "Ни пуха, ни пера" и пр.

Ошибка 13. В день соревнований, особенно в разминке перед стартом, корректировать технику.

Ошибка 14. Зайдя в комнату к спортсменам вечером, перед сном, сказать: "А вы почему еще не в постели. Уже 20 минут как вы должны были спать. Не выспитесь, и чего от вас ждать. Немедленно в постель и быстренько спать".

Ошибка 15. Не интересуясь мнением спортсмена, пригласить на соревнование родителей и, не зная как они это будут делать, попросить их "поддерживать" свое чадо. Тоже касается любимых партнеров.{banner_st-d-2}

Ошибка 16. Постараться, чтобы накануне соревнования журналисты "навесили" на вашего ученика как можно больше медалей. И чтобы сам спортсмен давал интервью до соревнований, а не после них.

Ошибка 17. В случае неудачного выступления спортсмена всем своим видом демонстрировать недовольство и удрученным тоном сказать: "Столько времени на тебя угрохал, а никакого толку нет, да и вряд ли будет".

В большинстве случаев это действительно ошибки. Но возможны и исключения. Многообразие соревновательных ситуаций, в сочетании с индивидуальными особенностями тренера или спортсмена, а так же характера общения между ними, иногда могут такое поведение оправдывать. И другое дело, что в этих исключениях надо различать краткосрочный и долгосрочный эффект. Выиграв в малом, можно проиграть в большом.

Изложенное выше представляет собой пример довольно распространенного феномена в деятельности и общении, когда намерения человека не совпадают с его поведением. Тренер имеет четкие намерения организовать, стимулировать, мобилизовать спортсмена в период соревнований, подвести его к моменту старта в наилучшей кондиции. При этом нередко не учитывается, что инструментарий дальней и ближней мотивации может либо существенно различаться, либо его использование быть просто несвоевременным. И тогда поведение тренера входит в противоречие с намерениями, и соответственно, не способствует успеху. Например, в процессе подготовки надо думать о результате, о целях самого высокого порядка. Это систематический, мощный мотив. А на пути к результату в соревнованиях надо думать о процессе. Для эмоционально возбудимых спортсменов это один из путей оптимизации психического состояния перед стартом.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: